Анализируя Хабермаса: консервативный постмарксизм и новая модель социального развития

Автор: 
Аннотация: 
В статье, посвященной 90-летию выдающегося немецкого социолога Юргена Хабермаса, анализируется его вклад в развитие социальной теории. Показана интеллектуальная эволюция Хабермаса от компромиссного неомарксизма к консервативному постмарксизму. Диалектическая противоречивость творчества Хабермаса видится в том, что его интегративная парадигма и «двухуровневая» теория общества открывают новую перспективу в понимании целей и индикаторов социального развития. Идеи коммуникативной рациональности и коммуникативного действия как оснований социальности созвучны современным тенденциям социального развития, но в теории Хабермаса они используются, чтобы противостоять социальным изменениям и отстаивать ценности и институты позапрошлого столетия. Концепция защиты жизненного мира от экспансии системы характеризуется как консервативная утопия. В современном контексте процессов виртуализации и поствиртуализации жизненным миром, где происходят создание смыслов, развитие символических структур и легитимация систем, предстает не консервативная повседневность как обыденная реальность, воспроизводящая традиционность, а дополненная реальность, создаваемая креативными и мобильными коммуникациями, сетевыми и потоковыми структурами.
Страницы: 
22-29
Файл: 
doi: 

10.33491/telescope2019.302

Литература: 
  • Иванов Д. В. (1999) Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. № 1. С. 32-40.
  • Хабермас Ю. (1992) Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. № 4. С. 40-52.
  • Alexander J. 1982 Theoretical Logic in Sociology. London Routledge.
  • Baudrillard J. 1981 Simulacres et simulation. Paris: Galilee.
  • Giddens A. 1984 The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. Los Angeles University of California Press
  • Habermas J. (1962) Strukturwandel der Offentlichkeit. Neuwied: Luchterhand.
  • Habermas (1968a) Erkenntnis und Interesse. Frankfurt am Main Suhrkamp.
  • Habermas (1968b) Technik und Wissenschaft als «Ideologie». Frankfurt am Main Suhrkamp.
  • Habermas (1973) Legitimitatsprobleme im Spatkapitalismus. Frankfurt am Main Suhrkamp.
  • Habermas (1976) Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus. Frankfurt am Main Suhrkamp.
  • Habermas (1980) Die Moderne — ein unvollendentes Projekt. Die Zeit. 19. September.
  • Habermas (1981a) Modernity versus Postmodernity. New German Critique. No 22: 3-14.
  • Habermas J. (1981b) Theorie des kommunikativen Handelns. Bd. 1, 2. Frankfurt am Main Suhrkamp.
  • Habermas (1985) Der philosophische Diskurs der Moderne. Frankfurt am Main Suhrkamp.
  • Habermas (1992) Faktizitat und Geltung. Frankfurt am Main Suhrkamp Habermas J., Luhmann N. (1971) Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Was leistet die Systemforschung. Frankfurt am Main Suhrkamp.
  • Horkheimer M. (1941) The End of Reason. Studies in Philosophy and Social Science. Vol. IX: 366-389.
  • Horkheimer M. (1988) Traditionelle und Kritische Theorie. Gesammelte Schriften. Bd. 4: Schriften 1936-1941. Frankfurt am Main: Fisher Verlag.
  • Horkheimer M., Adorno T. (1947) Dialektik der Aufkl?rung. Amsterdam: Querido.
  • Kellner D. (1989) Critical Theory, Marxism, and Modernity: Development and Contemporary Relevance of the Frankfurt School. Baltimore: John Hopkins University Press.
  • Lyotard J.-F. 1979 La Condition postmoderne. Rapport sur le savoir. Paris Minuit.
  • Marcuse (1964) One-Dimensional Man. Boston: Beacon Press.
  • Marcuse (1972) Counterrevolution and Revolt. Boston: Beacon Press. Parsons T. (1966) Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs: Prentice-Hall.
  • Schutz A. (1967) The Phenomenology of the Social World. Evanston: Northwestern University Press.
  • Sztompka P. 1979 Sociological Dilemmas: Toward a Dialectic Paradigm. New York Academic Press.
  • Wellmer A. (1985) Zur Dialektik von Moderne und Postmoderne. Vernunftkritik nach Adorno. Frankfurt am Main Suhrkamp.

Похожие статьи: